Юбилей Первой выставки полотен Н.К. Рериха в Новосибирской картинной галерее 1960 года

2020 год богат на юбилейные даты. В этом году исполнилось 60 лет с момента передачи полотен Рерихов Новосибирской картинной галерее. В 1960 году одним из организаторов выставки шестидесяти картин Рериха был Борис Николаевич Абрамов.

По материалам государственных архивов подтверждена дата открытия, уточнена роль Бориса Николаевича в подготовке выставки. «Известно, что Борис Николаевич работал один месяц в марте 1960 г. в Новосибирской областной библиотеке. 27 сентября 1960 года в Картинной галерее Новосибирска открылась постоянная выставка картин Н. К. Рериха. Основу этой коллекции составили 60 полотен, которые передал в дар Сибири Ю. Н. Рерих. В организации выставки активно помогал и Борис Николаевич. Он принимал участие в развешивании картин и информационной разработке экспозиции. Есть сведения, что он публиковал статьи в местных газетах [1] В этом материале видим организационную и просветительскую работу Бориса Николаевича.

Значимость передачи картин в Новосибирск, а также впечатления первых посетителей выставки раскрывают материалы Сибирского Рериховского общества: «Новосибирску посчастливилось — он стал тем «городом близ Алтая», куда была передана, по завещанию Н.К. Рериха, часть его бесценного наследия — 60 полотен. Город получил этот дар от Юрия Николаевича Рериха с единственным условием: картины должны находиться в постоянной экспозиции. 27 сентября 1960 года в Новосибирской картинной галерее состоялось открытие залов Рериха. Среди присутствовавших на этом торжестве были Борис Николаевич Абрамов и Наталия Дмитриевна Спирина. «Незабываемо прекрасен был этот праздник встречи с картинами Рериха, — вспоминала Наталия Дмитриевна. — Помню радостные и изумлённые лица людей, впервые увидевших такое… Картины начали свою »работу»». «Дело Рерихов начало жить в нашем городе», — подытожила она свои воспоминания об этом событии. Добавим — дело Рерихов начало жить в Сибири именно тогда, когда встретились и объединились в духовном сотрудничестве картины Н.К. Рериха, вестники Прекрасного, и люди — носители духовных знаний [2]

Более подробно об удивительном стечении обстоятельств, при котором стало возможным участие Бориса Николаевича в подготовке выставки, пишет Борис Андреевич Данилов, ученик Абрамова. «Юрий Николаевич познакомил Бориса Николаевича с последними днями жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны и теми задачами, которые, по их мнению, стояли перед Россией и русским народом. Во время встречи Юрий Николаевич поинтересовался, как устроились Абрамовы в Новосибирске. Сам Юрий Николаевич имел мысль в будущем переехать в Новосибирск, его привлекало Сибирское отделение Академии наук СССР. Борис Николаевич поделился своими жилищными проблемами. Юрий Николаевич, только приехавший из-за границы, не имел больших возможностей помочь Абрамовым. И все же он рассказал знакомому академику о Борисе Николаевиче и его трудностях. У академика в Подмосковье была дача, во дворе которой был небольшой флигель зимнего исполнения. Абрамову было сделано предложение занять под жительство этот флигель. Внешне все говорило за: дача стояла в сосновом бору, тишина вокруг, до Москвы рукой подать. Борис Николаевич принимает предложение и возвращается в Новосибирск, чтобы готовиться к переезду.

В это время происходит замечательное событие в культурной жизни Новосибирска. Выполняя наказ Николая Константиновича, Юрий Николаевич передает в дар новосибирцам в 1960 году 60 картин Николая Константиновича. Готовится первая выставка, все это было новым и необычным. Сейчас мы уже многое узнали, тогда же картины содержали в себе таинственность, отпугивающую одних зрителей и неудержимо влекущую к себе других. Почти на всех посетителей особое впечатление производила гамма красок, которые наполняли картины, доселе не виданных посетителями и не подозревавших, что это не плод фантазии художника, а реальность, которую могут творить силы природы. Картины Николая Константиновича раздвинули завесу обыденности и серости представлений об окружающем мире. Как сильный луч солнца прорывается сквозь туман и тучи и ярко освещает все вокруг и наполняет мир ликованием, так и картины Николая Константиновича наполняли зрителей восторгом. Выставку посещали взрослые и дети. Просматривая книгу отзывов, можно было отметить одну деталь: дети более тонко и эмоционально реагировали на творение великого художника, картины и их краски не вызывали у них несогласия, а принимались как реально существующие, они чувствовали необычность выражения Красоты и радостно принимали ее. В организации выставки участвовал и Борис Николаевич, его консультации и советы учитывались администрацией картинной галереи и помогали правильно решать многие организационные вопросы. Борис Николаевич в разговоре о картинах Николая Константиновича давал пояснения, что смотреть их надо только с определенного расстояния, которое должен выбрать зритель, и, только найдя это оптимальное отдаление от картин, можно воспринимать всю полноту красок и замысла художника. Также указывалось и на то, что при внимательном рассмотрении картин и своем настрое на созвучную волну картины как бы оживали и начинали излучать тот энергетический потенциал, который закладывался художником в них, когда он писал. Но от зрителя требуется добрый глаз и чистое сердце, чтобы можно было выходить на такой контакт и получать не только эстетическое удовольствие, но и приобщаться к сокровенному. Борис Николаевич иногда говорил: картины Николая Константиновича приобщают нас не только к Красоте, но и зовут в область неопознанного. Так понимал ученик – Борис Николаевич своего Гуру – Николая Константиновича. Есть слова Учителя: «Приходим в мир, чтобы Помочь людям утончать и расширять их сознание». Это задача Великих Духов, но она Должна выполняться и всеми учениками Сил Света. Поэтому четко звучит Указ Учителя: «Несите Свет людям».» [3].

Как видим из приведенных материалов помощь, совет и труд Бориса Николаевича Абрамова были незаменимы 60 лет назад при организации мероприятия, еще никогда не виданного в Сибири, — организации Первой и постоянной выставки полотен Рерихов. В зале Рерихов Новосибирской картинной галереи (сегодня Новосибирского государственного художественного музея, https://www.nsartmuseum.ru/collection/rerih-paintings) всем известны полотна «Бэда-Проповедник», «Ведущая», «Настасья Микулична», «Гималаи» и другие. Эта картины призваны нести Свет людям. С юбилеем всех.

Выделение текста полужирным стилем выполнено мной.

Источники:

1. Н.В. Башкова. Б.Н. Абрамов – ученик Н.К. и Е.И. Рерихов. Вехи биографии
по документам из государственных архивов. Сайт: http://bn-abramov.ru/biography/17257/.

2. Сибирское Рериховское общество. Жизнь и деятельность Н.Д. Спириной. Сайт: http://spirina.info/biography/303/4160/.

3. Воспроизводится по изданию: Данилов Б.А. Весть принесший. — Новосибирск: Алгим, 1997. Сайт: https://etikavomne.agni-age.net/biograph/abramov.htm.

P.S.: Подробнее с материалами о Борисе Николаевиче Абрамове можно ознакомиться в СибРО (ссылка: https://www.sibro.ru/teacher/abramov/) и на сайте ТулРИЦ (ссылка: https://etikavomne.agni-age.net/biograph/abramov.htm ).

Составитель: Голомолзина Д.Р.
сотрудник Новосибирской общественной
организации «Культурное единение»

Работает на BetterDocs