Священный Камень в творчестве Николая и Святослава Рерихов

Оглавление:

 Священный Камень в творчестве Николая и Святослава Рерихов

На Востоке существует легенда о чудесном Камне, в котором сосредоточены тонкие и таинственные энергии. Легенды повествуют о том, что камень живёт своей загадочной и непостижимой жизнью, и появляется в самых неожиданных местах.    Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит название Чинтамани — драгоценный камень мысли. Символизирует духовные сокровища, которыми может овладеть просветленный ум. На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение нанесено на тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центральной-Азиатской экспедиции в 1924 — 1928 гг. Образ священного КАМНЯ, воплощающего высшую мудрость, занимает особое место в жизни и творчестве Н.К.Рериха.

Чинтамани

Картину «Сокровище Мира — Чинтамани» – Н.К. Рерих посвятил священному Камню, называемому Сокровищем Мира. Сюжетом для картины послужила монгольская легенда о белом коне Эрдени Мори, который в суждённый час сойдёт по обрывистой тропе от горных высот, «и на седле его, вместо всадника, будет сиять Норбу Римпоче — Чинтамани — Чудесный камень, мира спаситель».  Р. Рудзитис. «Космические струны в творчестве Николая Рериха»

Рерих. Сокровище Мира – Чинтамани,1924 Музей Николая Рериха, Нью-Йорк США.

«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания Коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот  в сужденный час сойдёт конь одинокий, и на седее его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?».                                      Н. Рерих. Держава Света. Свет пустыни.

Что же представляет из себя этот Камень, названный «Сокровищем Мира»? Согласно Легенде, родина Камня — созвездие Орион, связанное особым образом с нашей планетой.  В своей книге «Сердце Азии» Н.К. Рерих писал: «Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем».  А вот что пишет об этом Е.И.Р. в одном из писем (от 18.11.35): «Сокровище это есть осколок главного тела, хранящегося в Твердыне Света. Присылка этого дара с незапамятных времён знаменует наступающий срок сужденного объединения и мощи той страны, где он появляется. Все великие объединители и основатели государств  владели им».

Из Легенды о Камне, помещённой в сборник «Криптограммы Востока», а также из писем  и дневниковых записей Елены Ивановны и Николая Константиновича мы узнаём, что в переломные моменты истории священный Камень появляется в тех странах и в руках тех героев, которые могут особенно повлиять на ход эволюции человечества. Камнем владели царь древней Иудеи Соломон, первый император Китая династии Цинь, Александр Македонский, а также предводитель племён лангобардов, осевших в Италии. Чинтамани находился в Древнем Новгороде, был в руках Тамерлана и Акбара Великого. Великий Тимур владел этим камнем. Камень в своё время был послан и Наполеону в надежде на то, что его талант сможет послужить процессу обновления мышления Запада и делу единения народов Европы. Но Наполеон, устремившись на Россию, нарушил Завет, и Камень был у него отнят.

Главной характеристикой Чинтамани является его огненная природа, с которой связаны его удивительные свойства: он может светиться, испускать искры и пламя, менять свой вес, издавать треск, предсказывать события, а его обладателю дарить особую силу и выносливость.

Космопланетарная связь далёкого созвездия Орион, Камня в Братстве Света и осколка этого Камня, странствующего по миру, в определённые сроки начинает активизироваться, и тогда происходят великие исторические сдвиги. В 1923 году астрономы зафиксировали так называемые розовые лучи в этом созвездии. В том же 1923 году Камень попадает в руки Рерихов, и с тех пор они становятся носителями особого Завета, выполняющими поручения Братства Учителей человечества, продвигающего эволюцию планеты.

На  Востоке, в Монголии, Тибете, в горах Гималаев часто можно встретить на ступах и камнях изображение Белого Коня с Чинтамани на спине.

Н.К. Рерих. Белый камень, 1933, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк США.

По камням неровным, скользким, острым,
По ущельям узким и глухим,
Вдоль обрывов в бездну, осторожной
Горной поступью идёт один
Белый конь. Несёт он бережливо
Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак,
Светоч мира, данный на Вершинах,
Камень, заповеданный в веках.

Н. Спирина

 

ДЕРЖАТЕЛЬНИЦА МИРА

В 1933 году Н.К.Рерих написал картину «Держательница Мира» – одно из самых удивительных и загадочных своих творений, и посвятил эту картину  Елене Ивановне Шапошниковой-Рерих – своей Ладе, «жене и другине», «спутнице и вдохновительнице», своей Урусвати (санскр. «свет утренней звезды»), разделившей с ним все трудности и радости жизни. Сам художник так объясняет смысл картины: «Под различными покровами человеческая мудрость слагает всё тот же единый облик Красоты, Самоотверженности, и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях…  На картине, среди горных вершин, изображена прекрасная женщина, бережно прижимающая к груди ларец. Что в нём?

Второе название этой картины – «Камень Несущая»,  даёт ответ на этот вопрос. По словам самого Николая Константиновича, в ларце заключён «камень, воспетый знаменитым Вольфрамом фон Эшенбахом, закончившим свою песню словами: «И этот камень называется Грааль». В рыцарском романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (ХIII в.) этот камень несёт прекрасная женщина, увенчанная короной, – королева Репанс де Шой.  «Явленье чудесное произошло. Не солнце ль вспыхнуло так светло, что ночь, казалось, отступила? Нет! Королева в зал вступила!»

Н.К. Рерих. КАМЕНЬ НЕСУЩАЯ (Держательница Мира). 1933 Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

Эту сцену и изобразил Н.К. Рерих, только сторожевые башни замка Грааля на его полотне – вершины Гималайских гор, а убранство тронного зала замка – их сверкающие ледяные вечные снега. И на эту горнюю высоту, в это предвечное сиянье он возносит ДЕРЖАТЕЛЬНИЦУ КАМНЯ, прообразом которой послужила знаменитая средневековая скульптура маркграфини Уты из Наумбурга.  Героиня Рериха – не точная копия Уты. И главное отличие в том, что на картине Н.К. в руках женщины изображён ЛАРЕЦ, а Ута лишь подбирает край плаща, в котором мерещится нечто закутанное небольшого размера».
В те годы в Испании жестоко преследовали евреев, среди которых были и просвещённые люди. Гонениям подвергался и знаменитый раввин Мозес де Леона из Вальядолиды (1250- 1307 г.г.), известный своей ученостью и связями с тайными науками. Многие годы своей жизни он положил на обработку текстов священной книги евреев «Зохар».Каббалисты тайно вывезли рукопись «Зохар» в Испанию и изучали ее в тайных школах, о которых знали немногие. Мозес де Леона был одним из них.

В 1290 г. ему было дано Высшее Указание, Откровение, опубликовать свою работу, что он и сделал. Публикация сокровенного источника вызвала осуждение даже среди соратников – каббалистов. И конечно, инквизицией была объявлена настоящая охота на Мозеса де Леона.
Доподлинно известно, что раввин владел легендарным Камнем, Сокровищем Мира, осколком главного тела метеорита, хранящегося в Твердыне Света. Об этом пишет Е.И. Рерих в своем письме Рихарду Рудзитису. Преследуемый раввин бежал в Германию, и нашел защиту в лице маркграфини Уты,  которая приютила его в своих владениях. Она спасла его. В благодарность раввин передал ей на дальнейшее хранение сокровенный Камень и кусок выделанной старинной кожи с особыми знаками на поверхности. По преданию эта кожа принадлежала самому Соломону. Впоследствии графиня приказала сделать из этой кожи ларец для хранения драгоценного талисмана.

Н.К. Рерих считал Эккехарда, супруга Уты, одним из своих прежних воплощений. В чертах любимой женщины художник искал и находил сходство с Прекрасной Утой.

На боковых створках  триптиха Н.К. Рериха «Фиат Рекс! (Да будет Владыка!)»  виднеются фигуры рыцаря и юной женщины-жрицы. На щите рыцаря символ вечности, рука его держит обнажённый меч, женщина несёт Чашу с языками пламени Эти двое, пишет исследовательница Е.С. Виноградова, «соответствуют обликам Эккехарда и Уты», и одновременно они – символический портрет четы Рерих.

Е.И. Рерих, говоря о легендах, связанных с Сокровищем Мира, приводит фразу из «Криптограмм Востока»: «При завершении цикла Сокровище и Ларец должны вернуться к феодалке». Не является ли эта фраза ключом к облику Держательницы Мира с ларцем в руке на картине Н.К. Рериха, наметившем перед нами в пространстве и времени невидимые связующие нити между людьми прошлых веков и недавних десятилетий, древними сказаниями и легендами, за которыми, как известно, также стоят конкретные исторические явления.

Ута, Эккехард, Заповедная Страна, Камень, Ларец, сами Рерихи объединены, как звенья одной цепи, неизвестными нам причинно-следственными связями, смысл которых не сразу понятен. Но то, что они существуют – ясно непредубежденному сознанию.

6 октября 1923 года в номер парижской гостиницы «Лорд Байрон», в котором остановились Рерихи принесли посылку из банка «Бэнкерс Траст». Её принял. Ю.Н. Рерих. Вскрыв деревянный ящик, Елена Ивановна увидела ту самую шкатулку, изготовленную в старинном городе Ротенбурге. В ней, завернутое в старинную ткань, лежало легендарное сокровище – черный Камень в форме сердца. На коже, обтягивающей шкатулку, были вытеснены четыре буквы «М». С того дня Камень святого Грааля хранился в семье Рерихов, а после смерти последнего из них, Святослава Рериха, последовавшей в 1993 году, исчез.

Камень – Сокровище Мира. Фотографии из Музея Н.К. Рериха в Москве. 2015г.

 

СВЯЩЕННЫЙ ЛАРЕЦ

В живописи Николая Константиновича и Святослава Николаевича ЛАРЕЦ символизирует уникальную мировую реликвию — священный Камень Чинтамани. «Этот Камень — талисман Нового — Мира и в нём заключена судьба будущего человечества».

Среди множества полотен Святослава Николаевича Рериха есть особые, созданные в связи с важнейшими событиями в жизни семьи Рерихов. Такова написанная им в 1928 году картина «Священный Ларец» — одна из наиболее символических его картин. На ней в центре, на переднем плане, изображён старинный Ларец. Под ним — небольшой кусок ткани с рисунком. Обе эти вещи располагаются на покрытом тёмным бархатом возвышении. Заметим, что на русских иконах на покрытом материей престоле изображали Новый Завет — священную Книгу, — иногда в окружении Херувимов, как, например, на иконе София Премудрость Божия.

С.Н. Рерих. Священный ларец, 1928 Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

 

Вокруг Ларца на картине С.Н.Рериха представлены пять самостоятельных сюжетов. В середине, за Ларцом, находится как бы стёртый от времени рисунок, который создаёт впечатление исходящего от Ларца свечения в виде своеобразного венца. По бокам от него нарисованы сидящие фигуры в восточных одеяниях, держащие в руках чаши с огнём. В нижних углах картины в ореоле света изображены: справа — многогранник, а слева — чудесная птица. Понятно, что все эти сюжеты не случайны и использованы художником для того, чтобы хоть отчасти приоткрыть смысл явления, представленного на картине. Что же это за явление, скрытое под покровом таких многозначных символов?

В ХХ веке, на рубеже великих космических эпох и исторических циклов, Рерихам был прислан КАМЕНЬ Чинтамани. Это произошло 6 октября 1923 года в Париже. В простом посылочном деревянном ящике, надписанном красивым почерком по-французски, находился Камень. Он был завёрнут в вышитую материю и помещён в кожаный Ларец. Эти Ларец и ткань как раз и изображены на картине С.Н. Рериха «Священный Ларец».

Камень, хранящий в сущности своей драгоценный кристалл Мысли Космоса, призван содействовать творчеству эволюции, а те, кто получают часть его, странствующую по миру, становятся носителями особой Миссии эволюционного продвижения. Страна же, в которую попадает Чинтамани, находится под особым покровительством Братства Света.

Владельцы Камня призываются встать на Подвиг Великого Служения на Общее Благо. Символом этого Подвига является огненная Чаша. В Живой Этике сказано, что символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. У Н.К. Рериха есть ряд картин с изображением Великих Учителей с пламенеющей Чашей в руках. Так и на картине С.Н. Рериха «Священный Ларец» божества держат такие пламенеющие Чаши. Причём пламя над Чашами на этой картине изображено в виде кольца. В Легенде о Камне имеется пророчество о наступлении Нового времени именно тогда, «когда пламя над чашей кольцом совьётся». Образы Чаши и Камня в сокровенной сути своей сливаются. Это отождествление получило своё развитие в традиции Чаши Грааля, оставившей глубокий след в европейской духовной культуре.

Позднее, в 1937 году, Святославом Николаевичем был написан портрет Елены Ивановны Рерих вместе с Ларцом. Ларец лежит на столе, по правую руку Елены Ивановны. Хорошо видна его характерная форма «домиком», обитые металлом края.

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих, 1937 Музей Николая Рериха, США, Нью-Йорк

О своём портрете Елена Ивановна, посылая снимок с него в Ригу, писала: «Портрет мой очень красочен. /…/ На столе слева ковчег, который описан в легенде о Сокровище Мира. Четыре буквы в квадратах помещаются на задней стороне ларца».

Портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих писались по Указу Учителя, и их сюжеты были хорошо продуманы. Смысл помещения на портретах Ларца, которым обозначался Камень, в том, чтобы показать старших Рерихов не только как «Суждённых Носителей Камня», но и как Великих Носителей поручения Братства Учителей, которое они взялись выполнить во имя эволюции человечества.

О четырёх готических буквах М, расположенных в квадратах на стенке Ларца, имеется следующее объяснение. В Легенде о Камне сказано: «На нём [Ларце] четыре квадрата со знаком «М» в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: «Путь четверых на Восток»». На Восток направлялись с Великой Миссией четверо Рерихов, учеников Владыки Света М. Четверо Рерихов — четверо Великих духов, собранных в одну семью специально для несения поручения Братства Света в мире на переломе космических эпох. В первой книге Учения Живой Этики «Зов», в отрывке, обозначенном датой 23 апреля 1922 года, передаётся мысль о высоком предназначении жизненного пути всех четырёх Рерихов:

«Четыре стража, кубок Архангела храните.

Наполнен вином Новым явленный вам ковчег.

  Устам времён Я заповедал привести вас на путь Мой.

Под покровом земли сокрыл ваш лик.

  Наполнил отраду восхождения,

  Прояснил память ушедшего свитка».

Таким образом, Ларец Камня явился символическим посланием из прошлого в будущее, адресованным именно тем, кто его и получил.

Буква «М» на Ларце относится также и к Владыке Майтрейе, чья эпоха на Земле наступала, а Рерихи призваны были помочь в её приближении. В «Пророчествах о Шамбале и Майтрейе» из книги «Криптограммы Востока» сказано: «Посмотрите на дорогу — идут носящие Камень. На ковчеге знаки Майтрейи». Воистину, где проходят эти Носители Света, там отступает, исчезает тьма. Так было во всей истории духовной культуры.

СОЖЖЕНИЕ ТЬМЫ

Темная, практически в одном тоне индиго, ночь на картине символизирует тьму. Тьма – прежде всего духовное понятие, ибо Будда учил, что тьма – есть невежество. И здесь мы не видим обычного у Н. Рериха свечения снегов вершин и льда. И даже три звезды священного Ориона не сияют над горами, а только едва обозначены. Из тайного проема в скалах выходят великие Подвижники, впереди — Учитель, который несет сияющий ларец, — торжественно, величественно, как будто он держит в руках саму Космическую Красоту. Ларец со светящимся сокровищем-камнем является самым светлым пятном картины, и прежде всего на него и несущего его Владыку Братства, узнаваемого по портретам, падает взгляд зрителя. За тремя Братьями движется процессия, среди участников которой также узнаются и Рерихи.

Н.К. Рерих. Сожжение тьмы. 1924 Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

На картине происходит действо – сжигание тьмы с помощью Камня, который, кроме конкретного легендарного камня, присланного Рерихам, в самом широком аспекте представляет свет духа, пробуждаемого в себе человеком, стремящимся к Свету. С одной стороны, в картине показано служение с Камнем, которое совершили сами Рерихи, пройдя с ларцом по землям Азии, где камень, по преданиям, способствует процветанию того, с чем он соприкасается, содействует уменьшению тьмы земной. С другой стороны даётся понять, что без личных усилий  тьма не рассеется. Сам Николай Константинович так объяснял картину: «Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества».   З.Г. Фосдик. Мои Учителя.

Место, показанное на картине,  было узнано участниками экспедиции на Эверест. 1924 году экспедиция, всходившая на Эверест, при спуске посетила Николая Константиновича в Дарджилинге:  «Пришла вся экспедиция к Эвересту (Джомолунгмы)… Между прочим  добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине «Сжигание тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину». «Вы изобразили то место, дальше которого нам не удалось подняться… Полет Вашей фантазии легко открывает Вам те недосягаемые высоты, до который мы должны были поплатиться лишениями».

«…Никто не взошел на это священное сокровище снегов. Эта вершина суждена для Матери мира. Она должна быть чиста, нетронута, девственна. Только Она Сама, Великая Матерь, может быть там. Великое молчание бережет мир».

Н.К. Рерих. «Алтай-Гималаи»

Но есть ещё одна картина с КАМНЕМ, написанная Н.К. Рерихом задолго до Центрально-Азиатской экспедиции. Это «Сокровище Ангелов» .

 

Н. Рерих. Сокровище Ангелов, 1905.  Константиновский дворец ( Государственный комплекс «Дворец  Конгрессов» в Стрельне) Санкт-Петербург, Россия

Идея «Сокровища» — неизживаемость борьбы между добром и злом. «Камень самоцветный» — залог вечного существования добра и зла. Он-то и есть «Сокровище ангелов», так как без него «разлетятся ангелы; всем конец придёт». Таково толкование картины, данное самим художником. К открытию своей Лондонской выставки (1909) Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески: «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет».

Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Вот что писали об этой картине современники:

Мстислав Фармаковский

«В середине композиции стоит громадный сапфир. На нём, среди прихотливых узоров индийской витой линии, с одной стороны, мы видим Распятого, как символ добра, с другой — свирепого дракона, который готов броситься на Претерпевшего. Это — символ борьбы добра и зла, это краеугольный камень мироздания. Его оберегают ангелы, печальными глазами смотрящие вперёд. Над ними — весь мир, уходящий за облака, где далеко-далеко виднеются башни и куполы города. На склонах холмов, где стоит этот город, растут странные деревья, приют невиданных птиц. Над городом, в группе облаков реет тихий хор ангелов…».

Ив. Лазаревский, литературный критик

«Сокровище ангелов» — это чрезвычайно сильная и оригинальная композиция. В чистом золоте света, там, на двенадцатом небе у врат удивительного храма сонмы ангелов хранят громадный сапфир — чудный камень мироздания. На этом камне, в прихотливом рисунке видим эмблематические изображения Добра и Зла. Зорко стерегут этот камень ангелы — упадёт, расколется он, и придёт конец миру сему. И высоко-высоко, в клубах облаков, какой-то мирской город. А выше опять ангелы. Это сильная, большая вещь…»

Сергей Маковский

«…Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёсками, одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, – ангел с опущенными тёмными крыльями.. Правой рукой он держит копьё, левой – длинный щит. Рядом – дерево с фигурными ветвями, и на них – вещие сирины. Сзади, всё выше и выше в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанных в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы».

В поэме Вольфрама Эшенбаха «Парсифаль» говорится о Камне, источнике мудрости и творческих сил, принесённом ангелами на Землю и обладающем чудесной силой. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к ещё более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии.

Интересно, знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии. Тибету и Индии. Скорее всего, он знал её ещё в Петербурге. Целый ряд источников позволяют сделать такой вывод.  В 1890–1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова».  Наследника сопровождал востоковед князь Э.Э. Ухтомский, востоковед, дипломат, коллекционер. Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем

Э.Э. Ухтомским из путешествия. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, почему-то никогда не упоминали исследователи.

Среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» – драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». А в 1893–1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э.Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями.

Легенда о Камне, носителе космических энергий, влияющем таинственным образом на «судьбы мира», имеет, как мы видим, давнюю историю в живописном наследии Рериха. Она нашла свое воплощение не только в зарубежном, но, что особенно примечательно, в русском периоде творчества художника.

           Справка

С 1923 по 1935г картина находилась в Музее Рериха в Нью-Йорке.

С 1935 по1971 – в коллекции Луиса и Нетти  Хоршей.

Долгое время о её местонахождении было неизвестно. В начале 2000-х, её обнаружили в США в одном из университетов в очень плохом состоянии. После реставрации была продана в1998г. на аукционе и находилась в коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской в Лондоне. В 2007г.в Лондоне выставлялась на аукцион, но вся русская коллекция была выкуплена без торгов Алишером Усмановым и 2008г. передана в дар Российской Федерации.

Работает на BetterDocs