Материал к мини-выставке
«Образ Христа в произведениях Николая и Святослава Рерихов»
Культура в понимании Рерихов, как вечная основа эволюции всех народов к Свету, являет синтез достижений творческой мысли всего человечества, и в первую очередь, его стремления к познанию Истины в искусстве, философии, науке и религии. Cо временем, в процессе эволюции духовного сознания, по мере продвижения этих областей познания к совершенству, они достигнут своего преображения и слияния. Однако, сегодня нам важно знать о том, какое место в Культуре Рерихов занимает религия в ее современном состоянии.
Рерихи считали “вопрос религии” очень важным. Е.И. Рерих полагала даже, что он будет краеугольным “в грядущей эпохе сужденной духовности”. И “…потому следует, – писала она, – неотложно закладывать в сознание молодого поколения правильное понимание этого насущнейшего вопроса” [1; п. 25.01.36]. Рерихи понимали Бога в свете “Живой Этики” как первопричину, как “Прекрасное”, проникающее всю Вселенную и разлитое во всем сущем. “Держателем Вселенной, – писала Е.И. Рерих, – является единый принцип Гармонии и Любви – Бог есть Любовь” [П. 15.04.36].
Столь же возвышенно высказывал свои мысли о Боге и Н.К. Рерих. В книге “Твердыня Пламенная” есть небольшое эссе; оно так и называется: “Бог”. Красной нитью через все это вдохновенное обращение к читателю проходит мысль о том, что важны не различия в “священных именах”, не форма выражения “самого высокого”, а величественна сама идея почитания Всевышнего у разных народов, на разных языках. Эти размышления Н.К. Рериха созвучны и сказанному в священном писании Индии – Бхагавадгите, часто цитируемому Рерихами: “Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне”[6].
Особенно трепетно относился Николай Константинович Рерих к Христу. В своих трудах, во всем своем творчестве Рерихи неустанно подчеркивали жизненность заветов Иисуса Христа. Их труды, как и тексты Учения Живой Этики, наполнены прекрасными изречениями и апокрифическими притчами этого Великого Учителя. Н.К. Рерих создавал Великий Облик в своих литературных произведениях, в живописи, в мозаике, храмовых росписях, в иконописи. Известно его замечательное мозаичное панно Нерукотворного Спаса на портале храма Святого Духа в Талашкине. В своих книгах, приветствиях и письмах Рерихи сердечно и проникновенно обращались к изречениям Иисуса Христа. И незабываемо прекрасен обликах Иисуса Христа на полотнах Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.
Человек поднимается к вершине узкой и обрывистой тропой. Его босые ноги сбиты в кровь, а руки устали от непосильного напряжения. . Среди суровых гор течёт быстрый поток — река жизни. На гору в белом одеянии взбирается человек. Сейчас он только внизу, ему предстоит преодолеть эти высокие горы и достичь вершины. Путь долог, тяжел и круты подъёмы, но ведь другого пути нет. Такие крутые горы везде. Свою эволюцию, свой Путь каждый человек проходит, взбираясь каждый на свои горы — истертыми в кровь ступнями, «руками и ногами человеческими». Кто быстрее, кто медленнее — у каждого своя тропа, свои обрывы и пропасти, но сам.
«Человеческими руками, человеческими ногами» — говорится в Учении Живой Этики. Только так создаются истинные накопления, которые продвигают человеческий дух на пути к Вершине. И главное — постоянное памятование о Вершине, о Владыке, осветляя этими мыслями свой Путь, человечество и планету. «Да, путь Подвига, путь Служения очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по пути», писала Е.И. Рерих Е.И. Рерих. «Огонь неопаляющий».
З.Г. Фосдик в книге: «Мои Учителя» пишет: «Н.К. повёл нас объяснять новые картины. Привожу объяснения: «Путь» — Христос. Легенда о его хождении в Тибет в возрасте 25-27 лет».
«Знаки Христа» — восточная легенда о том, как Христос в пустыне встретился с аравийским шейхом Россулом Мориа и начертал на песке знаки, предвещающие грядущее: все на нашей планете достижимо только путем эволюции, и храм человечества возводится «руками и ногами человеческими»… В этой величественной картине, где изображены два великих Духа, два Друга, все, даже золотистый зеленовато-фиолетовый песок пустыни, насыщено космическим настроем». Р.Я. Рудзитис. «Воинство героев Грааля»
«Знаки Христа», — именно так назвал Н.К. Рерих свою картину, где изобразил молодого Христа, путешествующего со Своим Учителем Россулом Мориа. Во второй книге Агни Йоги (Листы Сада Мории. Озарение (2 ч., V:5) есть сокровенные строки (именно они были воспроизведены кистью на картине Н.К. Рериха:
«…Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: “Истинно говорю — ногою человеческою”. Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат: «Истинно рукою человеческою». Между квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: «О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?» И встав, тростью смешал начертанное. «Когда имя Христа произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным». Так это Сам сказал накануне новолуния. Жар пустыни был велик». Ж.Сент-Илер, «Криптограммы Востока».
Путевые записи Н.К. Рериха свидетельствуют, что часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции проходила путями «Христа-Странника», «Великого Общинника», где было встречено немало сохраненных в Азии знаков о жизненном облике «Иссы, лучшем из сынов человеческих».
Согласно древнему тибетскому манускрипту, в своё время Исса «тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя», был в древних индийских городах Джаггарнате, Раджагрихе, Бенаресе, затем в Непале и в Гималайских горах, и еще до проповеди в Иерусалиме проповедовал «об общине мира» в Ле — главном городе тибетского королевства Ладак. «Среди ладакцев Иисус провёл много дней; он учил их лечению и о том, как превратить землю в небо радости… — пересказывает Н.К. Рерих сведения из одного из древних источников, повествующих о жизни Иисуса в Тибете. — Иисус повторял: “Я пришёл показать человеческие возможности. Творимое мною все люди могут творить. И то, что я есть, все люди будут. Эти дары принадлежат народам всех стран — это вода и хлеб жизни”».
Из записей в дневнике Н.К. от 19 сентября: «…узнали о подлинности преданий об Иссе: в Хеми лежит старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на ПАЛИ и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы /…/ В Индии, Ладаке и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа(Исса) во время его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях. В Ле Он учил простой народ в монастырях и на базаре Показали пруд у подножия горы, где Он часто сидел (Пруд Иссы).
Давным-давно, около 2000 лет тому назад Христос начертил на песке пустыни Знаки. Свидетелями этим Знакам было Само Безграничное Пространство, бережно хранящее каждую крупицу Бытия, как бы временна она ни была, и Россул Мориа, также хранивший эти Знаки в своем сердце всё это долгое время. И вот, в строгом соответствии с законом сроков, пришел час, когда и мы, человечество, должны узнать об этих Знаках, чтобы поразмыслить о них, потому что в них запечатлены и наш путь, и наша судьба.
Христос был в Индии, Тибете, прошёл Гималаи, где изучал мудрость Востока и законы Учителей. В Ладаке Н.К. написал монастырь Ше («Ступа. Ладак», 1937г.) Здесь (в пространстве, а не во времени) когда-то пересекались пути Будды и Христа – двух Великих Учителей. Один прошёл раньше. другой – позже.
Н. К. Рерих совершил путешествие по этим местам. В августе 1925г. экспедиция Н.К. Рериха прибыла в Ладак. В Ладаке всё располагало к работе. Многие легенды этих мест вошли в сборник «Криптограммы Востока». Н.К. увлечённо писал горы, закаты и рассветы. На его полотнах возникал мир суровый и прекрасный. Рерихи посещали монастыри, крепости. слушали легенды, песни.
Много легенд и сказаний о Будде, этот мудрец пришёл сюда с юга. И шёл Он на Север, на Алтай. Здесь был и Иисус Христос. Еврейский мудрец пришёл с Запада. И путь его лежал на Восток, в Шамбалу.
В ряде картин, посвящённых Иисусу Христу и написанных Рерихом в 1933 году, наряду с Христом на полотнах присутствует и сатана. Вот он с поникшей головой на картине «Сошествие во ад», изображается то в виде оскаленного чёрного черепа на картине «Христос в пустыне», то предлагающим власть и все богатства мира в «Искушении Христа». Некоторые исследователи полагают, что, возможно, написание всего этого цикла картин именно в 1933 году не случайно. Ведь этот год вошёл в историю человечества как год прихода к власти в Германии Гитлера, впоследствии названного во всех религиозных конфессиях Антихристом. Это было время сильнейшей активизации сил зла. Мы знаем, что именно России выпала судьба нанести основной и окончательный удар по Гитлеру и его приспешникам.
На этом полотне художник представляет канонический сюжет, описанный в Новом Завете. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой Он пришёл на землю. Иисус сорок дней «ничего не ел, а по прошествии их напоследок взалкал [захотел пищи]». Тогда приступил к нему дьявол и, искушая его властью, славой и богатством, попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. («Не будем забывать, — говорят современные богословы, — что Иисус был не только Бог, но и Человек, одарённый свободой воли. Он мог подвергаться искушениям».)
Прежде всего сатана предлагает Иисусу сотворить чудо материальное — превратить камни в хлеб: «…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Это не покажется нам чем-то странным, если мы узнаем, что в Иудейской пустыне было очень много плоских камней, похожих на хлебные лепёшки. Чудесным образом превратить мёртвые груды камней в хлеб, накормить толпу — за таким чудотворцем пойдут все… Ответ Христа: «…написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Второе искушение имеет в виду демонстрацию могущества. Дьявол предложил Христу поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Поразить силой, запугать властью своей и через это стать господином над людьми: «…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Ответ Христа: «…написано также: не искушай Господа Бога твоего».
Третье искушение — самое изощрённое и опасное. «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё». Современные богословы комментируют это так: «Царство Божие как бы отодвигается на второй план или вообще забывается. Поклониться сатане — значит признать власть князя мира сего, признать этот падший греховный мир за единственно возможный и желаемый. Итак, самая главная уловка сатаны — представить этот мир как мир счастливый и благополучный и без Бога. Сатана предлагает Спасителю антихристов вариант мира. Христос, не колеблясь, мгновенно отвергает это искушение. Христос Отвечает:»…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и Ангелы приступили и служили Ему».
«По общецерковному учению,/…/ сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, Бог взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступил в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошёл во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу» (Митрополит Иларион (Алфеев)).
Картина Н.К. Рериха «Сошествие во ад» представляет индивидуальное видение мастером события, описанного в апокрифическом Евангелии от Никодима, — сошествия Иисуса во ад, сокрушения его врат и исхода в рай из адских глубин всех ветхозаветных праведников, включая прародителей Адама и Еву. На картине Николая Константиновича золотое сияние, подобное солнечному, обрамляет всю фигуру Христа. Иисус медленно спускается по уступам скалы, навстречу Ему устремляются чудовищные рыбы, среди которых серой тенью является фигура дьявола.
Безобразные морды рыб олицетворяют человеческие пороки. Стоит подумать: не так ли выглядят люди в отдельные периоды своей жизни, когда, в минуты опасности или под давлением обстоятельств, обнажается их внутренняя сущность? Символическое изображение человечества в виде рыб на картине Рериха не случайно. Известно, что христиане в своих священных мистериях называли себя «малыми рыбами», в то время как Иисус Христос был назван РЫБОЮ.
«Почему легенда о хождении Христа в ад? Учитель обратился в низших слоях астрального мира и сказал: «Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязывать?» И многие возмутились и воспрянули выше. Так найдите Господа каждого и возвеличьте Его. Можно понять разумом, но важно в улыбке духа. Когда самое трудное становится лёгким, как полёт птиц, сами камни соединяются в свод — и каждому явится Христос Каменщик». Озарение, ч. 2, VIII-2
1926 году в Турфане Н.К. Рерих записал легенду, послужившую позднее сюжетом картины «Исса и голова великанова»: «Как шёл Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому».
Представления Николая Константиновича об эволюции человечества тесно связаны с концепцией, изложенной Е.П. Блаватской в »Тайной Доктрине», в которой великаны, описанные в сказках народов мира, являются исторической реальностью.
В Библии в Книге Чисел приведены слова Моисея, сказанные во время странствий по пустыне: «…там видели мы и исполинов… от исполинского рода; и мы были… пред ними, как саранча…» В Коране сказано, что были такие великаны, которые «выше самых высоких пальм». И они смеялись над Ноем, который стал строить ковчег, спасаясь от надвигающегося потопа. Говорили: «Потоп не причинит нам вреда. Мы слишком высокие…» Предсказание о том, что однажды могилы великанов будут найдены, мы находим в Живой Этике: «Приходит время, когда потребуется согласие учёных самых различных областей науки. /…/ Найдутся скелеты великанов с предметами, требующими разнородного наблюдения». «Слышали о каких-то гигантских статуях в Центральной Азии. Трудно распознать, может быть, это известные статуи в Бамиане – полуразрушенном городе между Кабулом и Балхом. Высота одной из статуй достигает 170 футов (52 м). Одни считают их всецело буддийского происхождения, другие же видят в них самую глубокую древность. Такая же неясность, как и относительно каменных гигантов на островах Пасхи».(Н.К. Рерих. «Алтай – Гималаи»)
Из реальных находок на сегодняшний день известно, что трёх-четырёхметровые гиганты были не самыми большими. Завоёвывая Америку, испанцы обнаружили в одном из храмов ацтеков скелет ростом в 20 метров и послали его в подарок Папе Римскому. А в одной из шахт штата Огайо в начале XIX века археологом был обнаружен череп диаметром 2 метра. Такой череп должен был принадлежать человеку ростом под 50 метров. Это уже масштаб исполинов, подобных тем, которые смеялись над Ноем перед потопом.
Вот что сказал художник Л.Р. Цесюлевич о картине Н.К. Рериха «Исса и голова великанова»: «Можно говорить о пяти ключах понимания этой картины. Первый ключ — научный: палеонтология, археология. Скелеты огромных великанов находят повсеместно. Высота взорванных талибами статуй в Афганистане была 54 метра — таким был рост человека. Второй ключ касается легенд. От Р.Я. Рудзитиса я слышал легенду о том, как Исса нашёл в пустыне череп великана со следами удара на лбу и воскресил его. Третий ключ — философский. Огромный череп — это символ материального, смертного. Человек рядом с ним малозаметен, но он бессмертен в сути своей, хотя живёт в материи. Четвёртый ключ — духовный. Череп — символ смерти. Исса — символ вечного духа. Ведь жертва Христа на Голгофе была в том, что Он победил материю. Эта картина радостная, она утверждает победу духа над материей. Пятый ключ — психологический. Картина очень торжественная и светлая. Каждый человек в потенциале имеет в себе такие же способности, как Христос. Если мы разовьём их, мы победим смерть. Вот почему Рерих так любил эту картину».
В 1939 году Николай Константинович написал ещё одну картину на эту же тему. Картина находится в Государственном музее Востока.
В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настанет.
Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н.К. Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты. Но если в произведениях «Искушение Христа», «Сошествие во ад», «Исса и голова великанова» и др. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Почти прозрачная фигура Христа в картине излучает тончайший бело-золотистый свет, который ярко контрастирует с сине-зеленой гаммой окружающего пространства. Этот Свет достигает ближних и дальних уступов гор, мельчайшими кристалликами поблескивая на них и переливаясь разными оттенками, подобно неземной радуге. Такое художественное решение выделяет картину из ряда остальных работ мастера: в ней образ Христа обретает особую возвышенность и торжественность, становится глубоко сокровенным.
Н.К. Рерих стремился представить Христа как Царя Духа, как вселенский центр притяжения, как космический или духовный фокус, объединяющий сознания и сердца людей, собирающий все созидательные силы и вызывающий к жизни творческие энергии, отвечающие эволюции. Христос изображен среди безлесных, пустынных гор. Их острые синие пики, поднимаясь все выше и выше, пронзают густую бирюзу сумеречного неба, на фоне которого блистает одинокая звезда. Граница гор словно разделяет мир вышний и мир земной, в который пришел Христос, объединив оба мира своим именем – Сына Божьего и Сына Человеческого.
Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы [Лука. 4:1–4:13]. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Являясь порождением человеческого невежества, страха и злобы, служитель тьмы пытается смутить и устрашить Христа, потому и грозен его оскал. Но в утверждении истины Христос, преодолев все страхи, сомнения и физические тяготы, остается непоколебим. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Преисполненный божественной мудростью и любовью, которые посылались на землю из Высших миров, Христос преодолел все искушения мира сего, принял испытания и страдания, сопутствующие его высоким стремлениям. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмою.
В символической форме Н.К. Рерих дал представление о высочайшей духовной энергетике Великого Учителя, преображающей и просветляющей земную материю, несущей в себе глубочайший смысл космической эволюции человечества. На картине образ Христа предстает перед зрителем подобный яркой звезде далеких миров, сияющей миру из беспредельных глубин космоса.
Картина «Тень Учителя» была создана Рерихом на сюжет апокрифа, сохранившегося в Азии. Николай Константинович писал: «»Тень Учителя» относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его — следы тени Его не исчезали, а запечатлевались». Во многих сказаниях Востока повествуется о том, что высокодуховные люди оставляют свою тень. Она может показаться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о его долге.
На картине Рериха на фоне скалы — образ Христа, который огнём своего сердца освещает путь людям. Но не каждый человек увидит этот Облик. Только высокодуховные люди, которые сумели победить свою низшую природу, смогут разглядеть Тень Учителя, усмотреть Его Знаки в каждой травинке, камне, полёте птицы…
«В творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отражённая на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага», — писал Р.Я. Рудзитис.
В 1947 году возвратился к этой теме. К сожалению, местонахождения этой картины сейчас не известно.
Эта картина, выполненная в необыкновенных фиолетово-розовых тонах, — для многих одна из самых любимых. Она написана Николаем Рерихом на один из евангельских сюжетов, повествующих о том, как Христос проповедовал на Генисаретском озере.
Генисарет — место на западном берегу Галилейского озера, отчего озеро иногда называют Генисаретским. Это те места, в которых прошла основная подвижническая жизнь Христа. Здесь Он накормил людей хлебами (духовная пища) и рыбой, являющейся символом рождения Христа и Новой Эры, Эры Рыб. Здесь Он встретил рыбаков, впоследствии ставших апостолами. Многое произошло на этом озере.
На картине справа — лодка с пятью рыбаками, тянущими из воды снасти. А на берегу, на возвышении, опираясь на посох, стоит Христос, взирая на рыбаков и будто благословляя их. А возможно, что это тот самый описанный в Евангелии момент, когда рыбаки после первого неудачного лова по совету Иисуса вновь забросили сети и вытащили их полными рыбы.
Картина «Чаша Христа» посвящена известному евангельскому событию — молению Христа в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу. Евангелисты по-разному описывают происходившее и соответственно по-разному трактуют его художники. Иисуса было принято изображать либо распростертым на земле, согласно Матфею и Марку, либо молящимся на коленях, согласно Луке.
Художник переместил сцену моления в верхний левый угол, горизонт же замкнул двумя скалистыми утесами и строениями под ними, так в композиционном движении наметилась отчетливая диагональ. Коленопреклоненная фигура Христа с воздетыми вверх руками изображена под полночным сверкающим звездами небом, среди скал, озаренная мягким светом. Его лицо в благоговейной молитве обращено вверх, к звездам.
Рерих смело вернулся к ночному освещению и к реальному окружению, в котором происходило евангельское событие. Здесь нет ни крылатых амурчиков, ни блистательных башен и роскошных одежд. В сравнении с пышным великолепием итальянских полотен здесь все просто, даже аскетично. И в то же время нельзя сказать, что художник принизил происходящее до обыденности. Нет, напротив, он возвел его в ранг космически значимого явления. В картине распахнулось огромное пространство с мерцающими звездами, и этот голубой небесный огонь, в который облечен и Христос, завораживает своим мощным сиянием. Туда, в высшие сферы, устремлен и лик Христа. Его светящиеся в молении руки направлены к созвездию, которое своим абрисом напоминает чашу на высоком подставе. Это созвездие Орион. Чаша подвига Христа соединяется с Чашей созвездия, пославшего священный Камень миру.
Картина не только воскрешает подвиг Спасителя, но и призывает причаститься из Чаши вселенской любви.
На картине изображен Нерукотворный Лик Христа, запечатленный на полотне. Существует несколько легенд о возникновении этот образа. Рассмотрим одну из них. Царь Эдессы Авгарь заболел неизлечимой болезнью и отправил за помощью к Иисусу своего посла. Царь хотел пригласить Иисуса жить в его городе или получить Его изображение для своего исцеления. Придя к тому месту, где Христос обычно проповедовал, посол-художник попытался нарисовать Христа. Но когда он начал смотреть на Него, то ослепительный свет, исходивший от Христа, не давал ему возможности не только нарисовать, но и смотреть на Него. Когда Христос узнал, что художник безуспешно пытается изобразить Его, то Он умыл лицо и приложил к нему белый плат, на котором отпечатался Его Лик.
Царь, получив этот плат, исцелился и велел прибить это Изображение на не гниющую доску и повесить в нише над вратами города.
Существует и продолжение этой легенды. Много лет, пока плат висел над воротами города, ни один враг не посмел напасть на него. Однако новый правитель приказал заложить нишу кирпичами, и люди постепенно забыли про Плат. Но напали на город враги, и город был на грани уничтожения. Старые люди вспомнили про Плат, разобрали кирпичи, открыв его. И враги отошли от стен города без боя. Город был спасён.
В этой картине Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, который держит ангел. Наиболее поразительное впечатление производит взгляд всевидящих, добрых и в то же время строгих и глубоко проникающих в душу зрителя глаз Спаса. Подобно монаху, пораженному небесным видением, зрителю трудно отвести глаза от изображения Спаса. Словно все надежды и мечты человека, стремящегося к духовному преображению, сосредоточены в этом образе.
В собрании далёкой индийской художественной галереи Карнатака Читракала Паришат в городе Бангалор находится замечательный экспонат. В сумраке выставочного зала на стене пылает красками большое полотно – как будто открыт портал в иной мир, из которого в зал смотрит мужское лицо: большой лоб, каштановые с пробором волосы, огромные выразительные голубые глаза. Серебряный нимб и поднятая с крестным знамением рука не даёт ошибиться – перед нами Христос. Картина называется «Возлюби ближнего своего» Автор картины – Святослав Рерих.
Картина написана в 1967 году. Другое, часто встречающееся название этого произведения, «Господом твоим». Картина посвящена Иисусу Христу – Великому Учителю.
Святослав Рерих в письме лётчику-космонавту В. И. Севастьянову 9 февраля 1973 года из Бангалора (Индия) сообщает: «Люби ближнего твоего как самого себя. Это чудесный завет. Прекрасный, кратчайший, но в тоже время самый трудный». И действительно, на картине С. Н Рериха «Возлюби ближнего, как самого себя» – облик Учителя, призывающий к исполнению этого завета. Завет – это напутствие, наказ Учителя. Это — напутствие Учителя по исполнению норм космических, всегда и везде, во всём мироздании, вечных законов, и, прежде всего закона любви. «Возлюби ближнего, как самого себя», а это уже значит «Господом твоим». «Возлюби» — в этом слове завет Христа и всех великих посланников Высших Миров. В этом слове — основа жизни, и только на ней и может устоять и человек, и планета. Эту любовь в самой высочайшей степени проявил Христос, придя в этот мир.
Сам автор называл картину «By Thy God» (англ. – «Господом твоим!»). И вполне понятно, почему: данная формула является основой Учения Живой Этики, которое исповедовалось семьёй Рерихов. «…Канон выше “Господом твоим” – основание нового мира. Прежде читали: “И возрадовался дух Мой о Боге, Спасе моем”, теперь же скажете: “И возрадовался дух мой о Боге, Спасе твоём”. Торжественно Говорю – в этом спасение». Данная формула является развитием новозаветной заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», которая невозможна без желания понять и принять самые высокие ценности своего ближнего. И эта же формула соответствует и теософской философии, которая утверждает равенство религий и терпимость к иным верованиям, которые разными тропами ведут к общей вершине человеческого совершенствования. В каждом человеке есть божественное, есть стремление к Высшему, на котором может основываться строительство Храма Духа, который в человеке возводит Христос-Каменщик.
С.Н. Рерих, демонстрируя картину у себя в Бангалоре, неоднократно говорил о том, что образ, отображённый на картине, взят им из письма римского наместника в Иудее Лентула. Рерих даже делал специальные запросы в библиотеки, чтобы получить текст этого письма, и после демонстрировал его своим знакомым. Этот документ содержит следующее описание облика Христа: «…Он человек высокого роста и благородной наружности; вид Его важен и выразителен, так что, смотря на Него, нельзя не любить и вместе с тем не бояться Его. Волосы у Него волнистые и кудреватые, немного потемнее и сильно блестящие там, где они спадают на плечи. Они разделяются на две стороны по обычаю назареев. Чело у Него гладкое и чудесно спокойное; на лице Его нет ни морщин, ни каких-либо пятен, а румянец делает Его щёки прекрасными. Нос и рот его совершенны. Он имеет густую коричневатую бороду в цвет Его волос, не длинную, но разделённую надвое. Глаза у Него яркие и как бы имеют различный цвет в различное время». Как видно, изображение на картине почти точно соответствует данному описанию.
В Живой Этике можно найти ещё одно апокрифическое описание Христа: «Напомним ещё раз черты Его: волосы светло-русые и действительно довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но не велики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос не большой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы не большие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым». Урусвати помнит поразительные черты Великого Путника: глаза, лоб и светлые русые волосы. Так необычны были эти черты среди местного населения, что они порождали и нелепые россказни. Но нужно помнить, что люди всё поразительное пытаются извратить в нелепость.
Всю суть Своего учения Христос раскрыл в Нагорной проповеди, говоря ученикам о необходимости добрых дел, указывая жить в мире, дружелюбии и не осуждении ближнего. Учил видеть цель жизни не в обогащении, больше смотреть на свои недостатки.
Проповедь Христос Закончил притчей: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке, и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Евангелие от Матфея 7:24-27).
Картина «Пиета» написана Святославом Рерихом в год смерти брата. Библейская тема — оплакивание Христа — послужила средством для раскрытия глубоких душевных переживаний самого художника; картина адресована всем умеющим сострадать, несущим горе потери. Розовый луч во мраке — луч надежды, никогда не оставляющей человека». «Творите героев», говорит тысячелетняя мудрость Востока. Следуя ей, Святослав Рерих в своём искусстве гармонически сочетает необычное с реальным…
Сюжет картины С.Н. Рериха символизирует не только глубину материнской скорби. Это большая тема жертвы — не только самопожертвования сына, но и жертвы матери, своими руками, добровольно отдавшей самое для неё дорогое ради спасения жизни на Земле. Не отчаяние, а знание неизбежности выражено в скорбных чертах матери. Благородная красота исполненного долга запечатлена в облике сына. Многие матери, приводившие на подвиг своих сыновей, узнают себя в «Пиете». И картина Святослава Николаевича ещё раз напомнит им, что, когда залогом жизни становится смерть, матери не ропщут, если жребий падает на их долю. В этой доле не только печаль, но и полёт избрания», писал П.Ф. Беликов. «К героическому поступку всегда причастны многие люди. И если этот поступок завершается чьей-то гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, — это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них» (С.Н. Рерих).
Эта картина носит ещё и другое название: «Возлюби ближнего, как самого себя», как бы перекликаясь с полотном «Господом твоим».
Возлюби – войди в состояние любви. Это призыв Учителя. Любовь – это творящая сила высшего притяжения, соединения, сочетания. Возлюби ближнего по духу, возлюби по этой нашей вечной, высшей составляющей. Возлюби ближнего духа, но со всеми его недостатками, несовершенствами, которые являются искажениями отражений проявления духа в земных условиях. Возлюби сурово, обличая всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. И не желай того, что не желаешь самому себе .
Кроме картин, у Святослава Николаевича есть несколько эскизов и рисунков с образом Христа.
Миасское Рериховское общество
Нашли опечатку? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие! Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Работает на BetterDocs