Из цикла: «Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему»
Посвящается Кире Алексеевне Молчановой
Председатель Лиги Защиты Культуры г. Обнинска, член Эстонского общества Рериха, дирижёр, музыкант
Игорь Викторович Иванов
Культура есть высшая форма проявления Духа в Материи. В ней заключен неисчерпаемый потенциал развития. Культура – несет в себе все необходимые знания и навыки, ведущие человека к осмысленной, достойной и полезной для других людей жизни. Культура дает человеку нравственное сознание вооружает мужеством, отвагой, честностью и самоотверженностью, что делает человека свободным. Собственно, она делает человека человеком, существом космического масштаба. Культура движет эволюцией. Великие Учителя приходят в мир в соответствии с планом Культуры.
* * *
«Мы собрались здесь во имя культуры, и каждый из нас, конечно, остро чувствует необходимость истинного сплочения вокруг этого, руководящего эволюцией понятия» Н.К. Рерих, Духовные сокровища. Гималаи, 1 января 1931 года.
Дорогие друзья!
Уважаемые сотрудники!
Рады приветствовать вас на этой столь необходимой для всех конференции.
Тема нашего доклада «Философия и методология Педагогики культуры».
Наше время отмечено поисками такой педагогической системы, которая имела бы в своей основе Учение Живой Этики. Собственно, когда мы показываем детям слайд-программы, проводим конкурсы рисунков о Космосе, или даже создаем направление космический педагогики – мы осознанно или неосознанно стремимся именно к такой педагогической системе.
В Эстонии этот поиск начался в 90-е годы. Его инициатором и вдохновителем стала Кира Алексеевна Молчанова. Именно вокруг нее собралась группа энтузиастов. Мы выступали с лекциями и слайд-программами, изучали и обсуждали педагогическую литературу. В 2000 году вступили в движение Гуманной педагогики. На всех наших путях нас вдохновляла и направляла Кира Алексеевна.
В ходе почти 30-летней работы мы вновь, теперь уже более глубоко, убедились в том, что Живая Этика содержит в себе целостную органику духовной и физической жизни человека в ее индивидуальном, социальном и природном измерении. Кроме того, мы увидели, как Учение синтезирует, резюмирует и упорядочивает духовный поиск и практику предшествующих веков.
К 2017 году мы нашли теоретические обоснования системы образования и обучения, строящейся на Учении Живой этики. Мы назвали это новое направление Педагогикой культуры.
Из представленной нами характеристики Культуры ясно, что система образования, обучения и воспитания на ней построенная должна органично соединять в себе высокий спекулятивный, в нашем случае философский уровень с уровнем теоретическим, позволяющим каждому педагогу, каждому педагогическому коллективу и сообществу гибко выстраивать комплекс конкретных методов обучения и воспитания на уровне феноменальном.
Под методом мы имеем ввиду осознанный способ достижения результата, осуществления деятельности, решения задач. Метод строится на основе некого идеального плана, осознаваемого, артикулируемого, контролируемого, предполагающего некую последовательность действий. Методология направлена на изучение, совершенствование и конструирование методов.
В рамках рассмотрения нашей темы на спекулятивном уровне мы коснемся фундаментальных Принципов, то есть Начал, Основ Мироздания: ЕДИНСТВА, ИЕРАРХИИ, ЭВОЛЮЦИИ, БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ, а также рассмотрим категории ДУХА и МАТЕРИИ.
Исходя и природы этих Принципов, можно прямо выстраивать методологические основы воспитания.
ЕДИНСТВО или ЕДИНОЕ является фундаментальным понятием философии. Оно мыслится в качестве начала неделимости всего сущего, основания всеобщей связи явлений.
Мы уже говорили о единстве Духа и Материи. Человек в этой системе является необходимой частью Мироздания и обеспечивает духовно-материальное взаимодействие в планетарном масштабе. Это возлагает на него чрезвычайную ответственность за мысли, чувства, слова и поступки. Важно развивать в ребенке наблюдательность, стремление к сотрудничеству и познанию, любовь к сущему, понимание себя как части единого целого, пониманию Красоты, как высшей формы гармонии Мира. Ответственность предполагает не страх ошибки, но радость возможному полезному действию.
ИЕРАРХИЯ– это принцип структурной организации сложных многоуровневых систем. Вышестоящий уровень выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим. Низшие уровни обладают большей или меньшей автономией и возможностями самоорганизации. Иерархия есть Закон, способ организации и существования как всего нашего Мира, так и любого его объекта.
В Живой Этике рассматривается особый тип Иерархии. Николай Рерих писал: «Правильно, что Иерархия рабства кончилась, но явление Иерархии сознательной сопровождается страданием человечества. Слишком много рабства в мире и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия, как день и ночь. Потому не смущайтесь повторять — Иерархия Сознательная, Иерархия Свободы, Иерархия Знания, Иерархия Света». (Н.К.Рерих Твердыня Пламенная, Майтрейя, цитата из Живой Этики)
Чувство Иерархии в ребенке основывается на любви, уважении и стремлении к знанию и мастерству, творчеству, Красоте, с одной стороны. С другой же – уважении и любви к носителям этих качеств – родителям и учителю, Иерархии любви и знания.
ЭВОЛЮЦИЯ заключается во все более полном выявлении потенции Духа в Материи, и развитии Материи для все более полного выявления Духа.Она несет в себе метасмысл, содержание и цель воспитания, образования и обучения.
Отсюда вытекает известная с древности двуединая задача гармоничного духовного и физического развития человека. Основой эволюционной системы является Иерархия.
БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ несет в себе возможность бесконечного развития человека. Указание на беспредельность возможностей развития, указание на бесконечность Вселенной составляет необходимый момент системы воспитания.
Единство – это весь наш Мир и Его фундаментальное свойство. Иерархия – главная структура в Его организации. Эволюция – направление и динамика Его развития. Беспредельность – простор и цель Эволюции. Для людей, серьезно относящихся к самосовершенствованию скажу, что как отступление от любого из перечисленных принципов, так и ограничение их, неминуемо ведут к деградации. Заложить в характер детей основы этих фундаментальных Принципов, значит дать им правильный путь развития и оберечь от многих несчастий.
Рерихи писали: «То, что в современной фразеологии называют Духом и Материей,— Едино в Вечности как постоянная Причина и есть ни Дух,ни Материя, но ТО, все, что есть, было или же будет, все ТО, что может себе представить человеческое воображение».
Дух и Материя суть две грани Непознаваемого Единства, и их видимо противоположные аспекты зависят: (а) от различных степеней дифференциации Материи и (б) от степени сознания, достигнутой самим человеком».
Рассматривая природу, человека и социум, выделяя в них грани этого Единства мы можем говорить, что в природе – Дух и Материя; в человеке – душа, сознание, разум и тело, в человеческом социуме – культура и цивилизация. Таким образом, Культура есть явление Мира Духа в земной Материи.
Образование, воспитание и обучение – всегда есть приобщение человека к культуре, даже при любых ограничительных приставах: пролетарская, арийская, христианская и прочих к этому слову.
Культура создана усилиями подвижников духа на благо живущих и грядущих поколений. Она несет в себе импульс, устремляющий к новым духовным завоеваниям. В культуре народы и человечество обретают и хранят самоидентичность сквозь эпохи бурь и покоя.
Культура строится на энтузиазме, творчестве, любви и сострадании, которые составляют ее неотъемлемый потенциал. Она оберегает нас от деградации и одичания.
Известная с древности аксиологическая триада – любовь, красота, знание – несет в себе силу и мудрость Единого Духа. Термин «триада» говорит о неразделимости этих понятий.
Любовь — есть сила притяжения и сцепления частиц энергии. Вместе с силою отталкивания этих частиц она составляет тройку сил Вселенной.
В многочисленных культурах дается самое разнообразное понимание ее. Древние греки выделяли четыре вида любви: агапе (жертвенная любовь), сторге (родительская любовь), филия (родственная привязанность), эрос (страстная любовь). Буддизм утверждает, что любовь – это желание блага другому и более ничего. Буддизм выделяет для проявления этой силы в человеке так называемые «четыре безмерных» – любовь, сострадание, сорадование и равностность. Конфуций учит, что истинная любовь направлена сверху вниз: от учителя к ученику, от родителя к ребенку, от старшего к младшему. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий» – говорит апостол. «Люби, остальное приложится!» — учит Рамакришна. Он же говорит, что даже жадность – это та же любовь, только испорченная, подтверждая тем самым всеобщий характер этого явления. О любви написаны сотни трактатов и многие тысячи книг.
Любовь без знания, без мудрости, равно как и знание без любви, могут натворить много бед. «У Господа Моего любовь и мудрость равны». Говорится в Учении. (Зов)
«Любовь есть творческое, ведущее Начало во всем Космосе, и мощнее и превыше всего она проявленав венце творения, в ЧЕЛОВЕКЕ»(Космологические записи).
Красота — есть единство в многообразии (Рерихи, Шеллинг). «Согласие несогласных» – так определяли красоту древние греки. В диалоге «Пир» Платон выводит понятие Красоты как таковой. «Ни убавить, ни прибавить!» – Так довольно часто говорила о красоте Людмила Васильевна Шапошникова. «Красота есть конечная цель любой данной комбинации» – Писал Святослав Рерих. Если мы включим в понятие такой комбинации все: от атома до Вселенной, если мы представим это в бесконечном многообразии вечно меняющегося Мира, то лучше сможем представить себе великое понятие Плата Матери Мира. «Матерь есть Красота» (Озарение)
«Искажение невозможно без Прообраза. Но Прообраз возможен без искажения. Болезнь невозможна без здоровья, но здоровье возможно без болезни. Слезы невозможны без глаз, но глаза возможны и без слез. Прообраз Богоподобия присутствует везде, во всех искажениях, но Прообраз Богоподобия победит и преобразит Мир в Красоте»(Космологические записи).
Процесс познания заключается в ассимиляции противоположений. Свами Вивекананда считал, что такая ассимиляция возможна двумя путями. Исследователь, ищущий рассматривает видимо противоречащие стороны и высказывается относительно каждой из них: «Это не-ТО, и это тоже не-ТО! А что же ТО?» Далее он находит объединяющий эти стороны фактор и утверждает: «Это ТО!» Этому фактору опять находится противоположение, и процедура повторяется. Таков интеллектуальный обычный, путь познания, джняна.
«Это ТО, и это тоже ТО, потому что ЭТО?» Противоположения и объединяющий их фактор едины: таков путь познания любви.
В Красоте познающий субъект и видимые противоположения едины в гармонии.
Любовь, относительно Принципа Единства, есть сила, энергия Единства. Знание – способ Его достижения. Красота – Его высшая форма. Можно рассмотреть эту Триаду относительно остальных фундаментальных Принципов Мироздания.
Высшая духовная, аксиологическая триада так или иначе проявляется в формах сознания или формах духовной жизни. Мы рассмотрим семь форм: это – наука, философия, религия, мораль, право, искусство и идеология. Эти формы сознания в той или иной мере присутствуют в духовной жизни любого человека и общества.
Наука исследует объект и включает его в картину мира. Ее предметная область связана с наблюдением, измерением, экспериментом.
Философия исследует предельные основания Бытия, место человека в Мире, наиболее общие закономерности существования общества, а также природу знания, познания, их границы и возможности.
Сакральное является предметной областью религии. Ее деятельность направлена на внесение сакрального в мирскую жизнь, объединение этих сторон.
Мораль, нравственность и этика в переводе имеют один корень. Но значение этих терминов различно. Слово мораль обозначает систему соответствующих требований общества к своим членам. Нравственность – состояние человека. Этика изучает мораль, нравственность и человеческий опыт в этой области духовной жизни. В повседневности эти термины часто подменяют друг друга.
Право регулирует отношения между людьми, людьми и обществом посредством закона.
Искусство призвано нести людям красоту. Искусство познает мир через образ. Художественный вкус является мощным инструментом познания.
Идеология обеспечивает взаимодействие и правильное соотношение традиционного и инновационного начал в Культуре.
Термин идеология дискредитирован в общественном и политическом пространстве. Смысл этого понятия сужен и сведен к обязательным, жестко фиксированным требованиям в области оценок действительности. Девиз подобного подхода «Так должны думать все!» Идеологию в таком смысле используют для классовых, корпоративных в широком смысле оценок, для маркирования людей и явлений по критерию «свой – чужой». В наиболее резкой формулировке его трактовка звучит так: «Идеология есть взгляд на мир сквозь призму классовых интересов.
«Прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности», – это трактовка символа Знамени Мира Николаем Рерихом. Именно идеология несет в себе импульс сохранения культурного наследия и непрерывного его пополнения и обновления.
Каждая форма духовной жизни несет нагрузку, невосполнимую другими формами. История дает примеры самых тяжких последствий подмены одних форм другими. Достаточно вспомнить удушающую всякую мысль средневековую церковь, костры инквизиции, борьбу с гелиоцентризмом, суды над учеными. И в наше время церковь относит к своей компетенции, например, вопрос о реинкарнации, хотя он по праву принадлежит науке. Советская идеология, объявившая генетику и кибернетику «продажными девками империализма» есть явление того же порядка. Современная наука пытается занять в обществе место, подобное месту средневековой церкви.
Мы уделяем большое внимание формам духовной жизни потому, что Единая энергия Духа, данная нам в триединстве любви, красоты и истины, приходит к нам в преломлении через эти конкретные формы. И если духовная триада неполно выражена в этом преломлении, то неминуемы трагические, подчас, последствия. Мораль и право без любви могут скатиться к зверству, а без знания утрачивают разумность и справедливость.
Красота гармонизует все элементы конкретного явления.
Формы сознания присутствуют в духовной жизни и практической деятельности личности. Какую из них поставить в качестве ведущей? Мы считаем, что нравственность. Именно она объединяет знания, опыт, чувствования и привычки человека, формирует его отношение и практические действия в отношении Мира, социума и себя лично.
Основной нравственный вопрос: жить для себя или для Мира? И здесь также главенствует аксиологическая триада добра, разумности, красоты.
В Древней Греции воспитание разделялось на гимнасическое и мусическое, или физическое и посвященное музам. Таким путем обеспечивалось гармоничное развитие души и тела человека, равновесие его двойственной природы. В реализации этого принципа мы видим мы видим важнейшую, непреходящую цель воспитания. Тупой атлет и нежизнеспособный, рафинированный интеллектуал – показывают нам негативные крайности преобладания той или другой из указанных сторон воспитания.
В воспитании, посвященном музам, можно выделить две стороны: развития чувств и ума. Искренность, честность, мужество, героизм. сострадание, искренности, преданности общему благу, твердости в испытаниях, радостности, коллективизма, любовь и преданность красоте и знанию – и так далее и так далее. Список может стать довольно обширным. Поэтому необходимы исследование, описание и классификация этих качеств души в их этиологии, иерархии и взаимодействии.
Не менее важно найти методы и формы воспитания этих качеств. Именно они лежат в основе нравственного сознания. Они вооружают человека мужеством, отвагой, самоотверженностью, честностью, что дает ему свободу. Крайне важно, чтобы дети сами нашли привлекательность и радостность во всем этом комплексе.
Обучение – целенаправленный процесс. Это может породить нарочитость в воспитании души. Эта область не терпит вторжений. Нравственность есть стержень личности.
Кира Алексеевна рассказывала, что в школе имени Ауробиндо Гхоша, с которой сотрудничал Святослав Николаевич, проходили уроки героизма. Можно обсуждать с детьми нравственные притчи, искать лучшее решение в жизненных ситуациях и так далее. Здесь, как и во всем, мы попадаем область поиска.
Нужно проработать систему развития мышления в самом широком смысле этого слова. Память, логика, способность к сосредоточению, выносливость и гибкость ума, устойчивость, его способность решать сложные многоуровневые задачи.
Чувство и мысль неразрывны, они – две стороны единой энергии. В их кажущемся споре почти всегда побеждает чувство. Именно поэтому мы считаем исключительно важным развитие в воспитаннике гармоничных чувств, и в первую очередь чувства прекрасного.
Можно провести параллель в современной терминологии: энергоинформационный.
Важно, чтобы ребенок сам приходил к тем или иным выводам. Только так они становятся полноценной основой его личности.
Коснемся вопроса организации предметного комплекса в обучении. Исходя из Принципа Эволюции, мы видим здесь в качестве его ядра историю. Не даты войн, рождений смертей и событий. Но историю развития человеческого духа во всех областях духовной и практической деятельности, во всех сферах духовной жизни; такую историю, опирающуюся на деяния Подвижников, столпов духа и события.
Следует сказать об отдельных принципах Педагогики культуры.
Педагогика Культуры воспитывает человека в культуре, на идеалах культуры – в любви, красоте и стремлении к истине. Она полагает культуру достаточным инструментом, средой и целью всякого воспитания и обучения.
Педагогика Культуры предусматривает гармоничное телесное развитие человека.
Педагогика Культуры обращает внимание на чувственную сторону воспитанника– энтузиазм, самоотверженность, радостность, сотрудничество, трудолюбие и прочие качества, составляющие энергетику культуры.
Необходимо развитие мысли: логики, дисциплины, навыков контроля мысли и мотивации поступков.
Красота рассматривается как ведущий стимул к мотивации всей деятельности. Воспитание высокого художественного вкуса, как инструмента познания мира.
В этом мире невозможно дать то, чего у тебя нет. Это касается не только вещей и знаний, но также любви, нравственности, душевной чистоты. Это правило педагогов.
Воспитание искренности, то есть такого утонченного и мощного стремления к истине, которое стоит впереди прочего.
У Педагогики Культуры есть враги. Константин Ушинский писал: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться». Пошлость – враг Красоты. Эгоизм, своекорыстие – враг всякой нравственности. И так далее.
Педагогика Культуры требует таких серьезных исследований в области философии, психологии, практики обучения и воспитания, которые не под силу не только одному человеку, но и достаточно большой группе ученых-теоретиков и практиков.
Обнинск, июль 2018 года.
Учение Живой этики дает новый взгляд на человека, общество и природу. Она рассматривает их в системе тотального единства мира, Живого Космоса, его гармонии.
Доклад был представлен на VII Европейской конференции «Пакт Рериха —
Мир через Культуру» в 2019 году в Таллинне.
Работает на BetterDocs